Английский мост. Дневник пребывания

• 11-06-2013, 16:42
  • 4

15 апреля. Понедельник. Рано утром мы вылетели из Москвы в Лондон. Великобритания встретила нас пасмурной погодой и небольшим дождиком, как выяснилось позже, такая погода будет сопровождать нашу группу всю поездку. В лондонском аэропорту «Хитроу» мы пересели на рейс до Эдинбурга. Менее чем через час мы уже высаживались в столице Шотландии. Нас встречали Сьюзен Уоррен с супругом Грэгом и активист общества гемофилии Киран МакИннес. Остаток дня заняло размещение в гостинице.

16 апреля. Вторник. Главный организатор поездки, сопровождавшая и опекавшая нас в продолжение всего визита Сьюзен Уоррен, отвела нас в офис «Хемофилия Скотланд» (Haemophilia Scotland) - Общества гемофилии Шотландии, местное подразделение Британского общества гемофилии. О работе организации рассказал менеджер по связи с общественностью Дэн Фартинг. В связи с отличиями в законодательстве Великобритании и Шотландии, местное общество является полунезависимой организацией. В офисе шотландской организации только один сотрудник – Дэн, являющийся сотрудником Британского общества, но постоянно проживающий в Эдинбурге. По словам Дэна, проблемы, с которыми сталкивается Шотландское общество гемофилии, напоминает российские: малая активность членов организации, нежелание помогать в работе, незаинтересованность молодых людей с гемофилией. Организация пытается бороться с этим, устраивая экскурсии по стране и за рубежом, проводя пикники на природе, организуя летние лагеря.

В тот же день мы посетили Центр гемофилии и тромбозов при Королевском лазарете Эдинбурга. Было интересно узнать о сходствах и различиях в процессе амбулаторного лечении гемофилии в России и Шотландии. Например, основная нагрузка в центре лежит на медсестрах, которые сами принимают пациентов, сами назначают лечение и проводят его. Вмешательство врача необходимо лишь в редчайших случаях. В Центре обслуживается более 500 пациентов с коагулопатиями, проживающих в районе Эдинбурга. В процедурном кабинете все стены увешаны забавными картинками и детскими стихами. Повсюду стоят игрушки. Есть даже мультимедийный проектор, который проецирует на экран, висящий тут же, мультфильмы и детские телепрограммы. Рядом со входом в отделение висит доска, на которую благодарные пациенты вешают открытки с выражением благодарности. Подобную традицию, на мой взгляд, следовало бы ввести и в российских гемцентрах.

17 апреля. Среда. День был посвящен посещению Национального музея Шотландии – огромного здания с множеством экспозиций, охватывающих темы природы, искусства и дизайна, науки и техники, культуры мира и истории Шотландии. С крыши музея открывается восхитительная панорама Эдинбурга. Там мы встретились с президентом Общества гемофилии Шотландии Биллом Райтом и активистом – Хью МакИннесом. Вечером состоялось посещение торжественного заседания в Парламенте, приуроченного к Всемирному дню гемофилии. Выступал министр здравоохранения Шотландии Алекс Нейл, члены парламента, Киран МакГимпси рассказал о жизни молодого человека с гемофилией в Шотландии.

18 апреля. Четверг. В качестве гостей мы были приглашены на заседание парламента и сумели понаблюдать за работой высшего законодательного органа Шотландии, послушать дебаты парламентариев. Нашим провожатым был Ричард Лайл, член шотландского парламента, ответственный за связь с общественностью. Затем мы пообедали в парламентском кафе и, наконец, состоялась краткая встреча с Первым министром (должность аналогичная премьер-министру) – Алексом Салмондом. После этого мы побывали в старинном эдинбургском замке, являющимся главной городской достопримечательностью. В старинных стенах здания размещены различные экспозиции, посвященные знаковым событиям в истории страны.

19 апреля. Пятница. Свободный день. Каждый волен был распоряжаться им по собственному усмотрению. Кто-то еще погулял по Королевской миле – центральной улице Эдинбурга, где многочисленные сувенирные лавки соседствуют с кафе и пабами. Кто-то посетил Глазго и Стерлинг, дорога до которых заняла около пары часов.

20 апреля. Суббота. Мы присутствовали на заседании Общества гемофилии Шотландии в здании музея естествознания «Аур дайнамик ёрс» (Our Dynamic Earth). Собрание проходило в дружественной и непринужденной атмосфере. Присутствовавшие поприветствовали нашу делегацию, глава делегации – Павел Коломыцын выступил с кратким докладом о ситуации с лечением гемофилии в России и деятельности Всероссийского общества гемофилии. Помощь с переводом доклада на английский язык оказывал Алексей Абрамов. Доклад вызвал живой интерес собравшихся. Прозвучали многочисленные вопросы.

Вскоре по окончании встречи наша делегация отправилась на вокзал и отбыла в г. Инвернесс, где мы оказались уже поздним вечером. Город является столицей местности Хайленд, воспетой Робертом Бёрнсом. В окрестностях города в Средние века происходило несколько знаковых для шотландской истории битв.

В Инвернессе нас разместили в доме организатора нашей поездки – Сьюзен Уоррен и её соседей. Так мы смогли непосредственно познакомиться с жизнью обычных шотландских обитателей небольшого городка.

21 апреля. Воскресенье. Мы побывали на танцевальной вечеринке под названием «Кейли» (Ceilidh) в местном клубе «Калдател Холл» (Culduthel Hall). Наиболее подвижные и бодрые участники смогли поучаствовать в совместных народных танцах. Завершился вечер музыкальным выступлением на волынке.

22 апреля. Понедельник. В этот день мы должны были побывать на водной экскурсии по озеру Лох-Несс, но из-за сильного ветра и высоких волн экскурсия не состоялась. Таким образом, образовавшийся свободный день группа посвятила осмотру Инвернесса. Небольшой старинный город произвел на нас самое приятное впечатление, а старинный замок, возвышающийся на холме, красотой не уступал Эдинбургском. В замке когда-то находилась резиденция Макбета, реального средневекового короля Шотландии, увековеченного Уильямом Шекспиром, который предал ему множество легендарных черт.

23 апреля. Вторник. Состоялось посещение кафедрального собора Андрея Первозванного – апостола, являющегося небесным покровителем и Шотландии, и России. В соборе находятся старинные русские иконы, подаренные местному настоятелю во время визита в Россию в конце 19-го века.

Мы также посетили краеведческий музей Инвернесса. В обеих экскурсиях нашим гидом была Елена из общества Шотландско-Российской дружбы.

Вечером мы побывали в замечательном пабе под названием «Хутиненис» (Hootenanys). На первом этаже этого паба, в центре зала стоит большой круглый стол, служащий как-бы сценой для местных музыкантов. Любой желающий со своим инструментом может подсесть к столу и принять участие в исполнении той или иной песни. Время от времени в пабе также выступают профессиональные группы, играющие в стиле фолк.

24 апреля. Среда. Наконец, погода позволила совершить круиз по Лох-Нессу. Мы были поражены красотой местности. К сожалению, легендарный монстр по имени Несси нам так и не повстречался. Вечером в доме Сьюзен состоялся прощальный ужин, в который члены нашей делегации внесли свой вклад собственноручно приготовленными блюдами русской кухни: щами и оладьями.

25 апреля. Четверг. Мы погрузились в самолет и отбыли в Лондон. В столице Великобритании нас разместили в студенческом общежитии Лондонской школы экономики. Нас поселили в просторные и чистые трехместные номера.

Общежитие находится в пяти минутах ходьбы от Британского музея. С посещения этого популярного учреждения началось наше знакомство с городом. Поражающие впечатления экспозиции, посвященные различным местам и историческим эпохам, на несколько часов приковали наше внимание. Вместе со Сьюзен компанию нам составил местный больной гемофилией Энди. Энди очень активный молодой человек, он занимается греблей на каноэ, велосипедным спортом и даже альпинизмом.

Вечером состоялся поход на мюзикл «Уи уил рок ю» (“We will rock you”), составленный из песен классиков рока, группы Queen. Несмотря на незамысловатый сюжет мюзикла, прекрасное выступление исполнителей, предающих новые краски всемирно известным хитам Фредди Меркьюри, вызвало всеобщий восторг аудитории.

26 апреля. Пятница. Мы сели на автобус и прибыли в офис Британского общества гемофилии. Там нам был оказан радушный приём. Мы познакомились со всеми сотрудниками организации: исполнительным директором Крисом Джеймсом, бухгалтером Рейчел Гуркин, менеджером по фандрайзингу Ниной Беншер, консультанту по вопросам льгот Найджелом Пеграмом, менеджером по административным вопросам Томом Брэдли. Павел Коломыцын снова прочел доклад. Британское общество – одно из старейших в мире. С российской организацией их связывала многолетняя программа сотрудничества.

Вечером мы встретились с семьей Смитов. В ней два ребенка, больных гемофилией. Мы поужинали в уютном мексиканском кафе в знаменитом районе Ковент Гарден. Во время ужина мы делились историями из жизни, связанными с гемофилией.

27 апреля. Суббота. Весь день был посвящен автобусной экскурсии по Лондону. По центру города курсирует множество автобусов по трём маршрутам. На любой остановке можно выходить, пересаживаться с автобуса на автобус и с маршрута на маршрут. Биг Бен, Тауэр, Вестминстерское аббатство, Бейкер Стрит – список можно продолжать очень долго. В плане архитектуры и достопримечательностей Лондон оказался таким как мы его представляли. Немного утомляло огромное количество туристов: в одиннадцать вечера невозможно пройти по тротуару, запруженному галдящим народом, такое даже в Москве является крайней редкостью, я уже не говорю о небольших городах, откуда было большинство участников нашей группы.

28 апреля. Воскресенье. Последний наш день на британской земле. Кто-то нашел в себе силы на речную экскурсию по Темзе, кто-то еще погулял по центру Лондона. В два часа дня мы собрались и на метро отправились в Хитроу, а поздней ночью уже оказались в Москве.

Хотелось бы выразить огромную благодарность организатору нашей поездки Сьюзен Уоррен. В течение всего пребывания в Великобритании она чутко заботилась о каждом участнике нашей делегации. Огромный объем усилий, потраченных ей, позволил нам беззаботно отдохнуть и набраться множеством впечатлений. Потраченные ею силы и свободное время – бесценны.

Мы также благодарим Общества гемофилии Великобритании, Шотландии, России, компанию «Бакстер», семьи, приютившим нас в Инвернессе и всем, кто сделал эту поездку возможной.