18 марта 2021 года состоялась онлайн встреча родителей в нашей Психологической гостиной на тему "Я уколов не боюсь!" Встреча получилась очень оживленной, многие поделились своими историями из жизни.
Подведём небольшие итоги. Что же делать, если ребенок все-таки сильно напугался? Если все-таки не смогли сдержаться в присутствии ребенка и страх оказался сильнее. Здесь важно дать понять ребенку, что злитесь вы не на него, плачете не из-за того, что ребенок сделал что-то не так.
Дальше нужно будет создать ребенку ощущение безопасности: например, взять его на руки, даже если ребенок большой, укутать чем-то теплым, перейти в теплое помещение, дать ребенку попить что-то теплое, сладкое. Позвольте выйти эмоциям ребенка: если он плачет, не нужно прекращать этот плач, просто утешайте его и дайте ему говорить. Не заставляйте его молчать. В этот момент очень важно начать объяснять ребенку, что именно произошло, но доступными словами, чтобы это было доступно уровню его понимания.
Прямо так и рассказывайте: мы с тобой были в больнице, тебе сделали укол, это больно, ты испугался… Дальше важно объяснять ребенку, что с ним происходит: Да, ты испугался, ты плачешь, укол – это больно, теперь больно ручку, и так далее и так далее. Важно потом убедить ребенка, что вся опасность позади, НО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК. ЭТО ВАЖНО!
Прямо так и говорите: всё, уколов сегодня больше не будет, мы сейчас поедем домой. И будьте готовы, что вам придется это говорить снова и снова.
Что еще можно сделать?
Важно дать ребенку выговориться, все-таки расспросить его, как он видит эту ситуацию, что случилось, что он видел, что хотел сделать. И постарайтесь сделать это несколько раз.
Очень важно, чтобы все эти разговоры прекратились до первого сна, потому что именно во время сна из кратковременной памяти в долговременную переходит вся информация. И от того, какая именно информация перейдет в долговременную память, будет зависеть дальнейшее самочувствие ребенка. Необходимо вовремя разрядить все эмоции.
Глубокий смысл заложен в пословицах и поговорках. Их тоже можно использовать с детьми, особенно с подростками. В них заложен глубокий смысл, который можно поискать, поспорить, порассуждать. Можно поисследовать пословицы и поговорки разных народов.
- У страха глаза велики.
- Не так страшен черт, как его малюют.
- У страха глаза, что плошки, а не видят и крошки.
- Страх хуже смерти.
- Страх силу отнимает.
- В страхе спасения нет.
- Где страх, там и крах.
- Не думай о страхе, так его и не будет.
- Страх силы не имеет.
- Страх обуяет — растеряешься.
- Страх на тараканьих ножках ходит.
- Страшно дело до зачина.
- У страха девять пар глаз. (груз.)
- Не трусь, а страх в сердце держи. (азерб.)
- Медведь от страху ревет. (арм.)
- Со страху медведица и своего медвежонка задавит. (азерб.)
- Со страху собака и на пень лает. (осет.)
- Где любовь, там исполнение, где страх, там недоверие. (лит.)
- Долго колебаться — страху набираться. (груз.)
С малышами хорошо работают сказки. Их можно сочинять самим. Например, история о том, как подружиться. https://proza.ru/2018/07/03/1402
Очень интересный способ придумывания загадок. Попробуйте! Один из способов, как придумать загадку по принципу:
- Большой, но не слон….
- Умеет летать, но не птица…
- Синее, но не море….
- Кусается, но не комар… (про уколы!)
Не предлагайте ребенку сразу придумывать про уколы или страх. Дайте ему сначала научиться, пусть включится интерес!
Пробуйте вместе, пробуйте сами! Это увлекательно!
И еще одна ссылка. Это видеоролики Елены Муланги с сыном, как они делают уколы: https://www.youtube.com/channel/UC14U7p6H3qAkiYTLNRgQxyw
Фантазируйте! Творите! Заинтересовывайте!
С вами психолог Наталья Семёнова